Энергетика

Описание

Компанией  «ТВЭЛЛ» разработана и запатентована технология строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации Подземной атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) средней мощности на базе корабельного оборудования.

Идея размещения атомной станции в подземном пространстве с целью снижения риска радиоактивного загрязнения окружающей среды в случае аварии реактора появилась в 50-е годы XX века. Надежное укрытие ядерных энергетических установок, хранилищ отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов от любых антропогенных и природных внешних воздействий может быть обеспечено толщей земных недр, при этом герметизация вмещающего их подземного пространства гарантирует, что любая радиационная авария будет в нем локализована. Такова суть концепции ПАТЭС, ставящей интересы безопасности населения и охраны окружающей среды превыше всего. Экологические преимущества атомной энергетики, свойственные нормативным условиям эксплуатации многих сотен блоков АЭС, с одной стороны, и появившиеся с конца 80-х годов производственные возможности конверсии судостроительных технологий, с другой стороны, явились предпосылкой эффективного внедрения оборудования судового атомного машиностроения и приборостроения в состав атомных станций коммерческого назначения. Конкурентоспособность ПАТЭС обусловлена максимально полезным (до 80%) использованием ее тепловой энергии и уникальных радиационных услуг, а также принятыми технологиями сооружения, эксплуатации и замещения после выработки ресурса.

Преимущества проекта:

  • Высокий уровень автоматизации, обеспечивающий  минимум  персонала;
  • Компактность архитектурных  решений;
  • Корабельные  системы  безопасности  оборудования и помещений, минимальное влияние «человеческого фактора»;
  • Устойчивость  к  специфическим внешним воздействиям (вибростойкость,  ударостойкость);
  • Большой опыт эксплуатации транспортных реакторов – более 6000 реакторо-лет;
  • Размещение ПАТЭС вблизи потребителя;
  • Отсутствие любых нормативных ограничений на плотность населения вокруг станции.
  • Подземное размещение – гарантия  безопасности станции, населения и территории.
  • Синергетический эффект от использования при строительстве ПАТЭС двух проверенных технологий – технологии метростроения и корабельного атомного машиностроения — обеспечивает экономические, технологические и экологические преимущества, а также повышенную безопасность станции, исключая её уязвимость от всевозможных природных, техногенных и антропогенных воздействий.

Мировой опыт:

  • Халден (Норвегия) – кипящий реактор мощностью 25 МВт, 1960 г., в скальной породе на глубине 30 м;
  • Хамболдт (США) – кипящий реактор мощностью 63 МВт, 1963-1976 гг.;
  • Агеста (Швеция) – водо-водяной реактор мощностью 10 МВт, в скальной породе на глубине 30 м, 1963-1974 гг.;
  • Чуз (Франция) – водо-водяной реактор мощностью 275 МВт, в сланцах на глубине 50 м, в подземном пространстве только реактор,1967-1987 гг.;
  • Люцерн (Швейцария) – тяжеловодный газографитовый реактор в скальной породе на глубине 100 м, 1968-1969 гг., закрыта после аварии;
  • Тулуза-2 (Франция) – 2005 г.

Россия:

  • АД – промышленный уран-графитовый реактор, в скальной породе на глубине 200 м, 1958-1992 гг.;
  • АДЭ-1 – промышленный уран-графитовый реактор, в скальной породе на глубине 200 м, 1961-1992 гг.;
  • АДЭ-2 – двухцелевой промышленный уран-графитовый реактор, в скальной породе на глубине 200 м, 1964-2010 гг.

Характеристики

Патенты и дипломы

pates-300pates-300-brussels